Ректор


Филиппов Владимир Михайлович

В.М. Филиппов родился 15 апреля 1951 года в городе Урюпинске Сталинградской области;  отец – военнослужащий, мать -  медицинская сестра.
В 1958-1968гг. учился в средней школе №2 имени А.С. Пушкина, г. Урюпинска, где с 4 класса был отличником учебы, занимался активно спортом и был лидером школьных организаций. Среднюю школу закончил с серебряной медалью.
В 1968-1973 гг. – студент  Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, окончил факультет физико-математических и естественных наук с  отличием по специальности «математика».
1973-75 гг. – аспирант Университета.
1975-76 гг. – Служба в Вооруженных Силах СССР.
1976-79 гг. – Председатель Совета молодых ученых Университета.
1979-80 гг. – ассистент кафедры высшей математики Университета.
1980г.  – защита кандидатской диссертации в Математическом институте им. В.А. Стеклова АН СССР, по специальности 01.01.01 – «Математический анализ», в математической школе академика Никольского С.М. (научный руководитель – член-корреспондент АН СССР, проф. Кудрявцев Л.Д.).   
1980-87 гг. –  начальник Научного управления Университета.
1983-84 гг. – командировка для научной работы в области математики в Свободном Университете Брюсселя (Бельгия).
1985-2000 гг. – заведующий кафедрой математического анализа Российского университета дружбы народов.
1986г. – защита докторской диссертации в Математическом институте им. В.А. Стеклова АН СССР по специальности 01.01.01 – «математический анализ».
1987г. - присвоено ученое звание «профессор по кафедре математического анализа».
Февраль 1987 – декабрь 1989гг. – секретарь партийного комитета Университета дружбы народов.
Декабрь 1989 – июнь 1993 гг. – декан факультета физико-математических и естественных наук РУДН.
Дважды избирался депутатом Моссовета (1987–1993 гг.); был председателем постоянной комиссии Моссовета по межнациональным отношениям – членом Президиума Моссовета.
Июнь 1993 - сентябрь 1998 гг. – ректор Российского университета дружбы народов.
Сентябрь 1998 – март 2004 гг. – Министр образования Российской Федерации, в составе четырех Правительств Российской Федерации.
Апрель 2004 – март 2005 гг. – помощник Председателя Правительства Российской Федерации (в области образования и культуры).
С 2000 г. – настоящее время – заведующий кафедрой сравнительной образовательной политики РУДН – кафедры ЮНЕСКО.
С марта 2005 г. по настоящее время – ректор РУДН (избран в 2005 году, переизбран в 2010 году).
Автор более 240 научных и научно-методических работ, в том числе – 30 монографий, две из которых переведены и переизданы в США  Американским Математическим обществом.
Владеет французским и английским языками.
Женат, имеет двоих детей.
 
Роль В.М. Филиппова в модернизации российского образования

Придя в сентябре 1998 года (после «дефолта» августа 1998 года) в Правительство  Примакова Е.М., под руководством и при поддержке вице-премьера В.И. Матвиенко, В.М. Филиппову удалось вначале организовать работу по  стабилизации ситуации в российском образовании.
В 1999 году (после 7 лет безуспешных попыток других Правительств РФ) Правительством России была принята, а затем утверждена Законом РФ «Федеральная программа развития российского образования на 2000-2004 гг.», которая предусматривала ежегодное выделение существенных государственных средств на развитие российского образования в дополнение к текущему финансированию.
По инициативе и под руководством В.М.Филиппова  была затем начата активная модернизация российского образования. В январе 2000 года в Москве, в Кремле, проведен (после 12-ти летнего перерыва, при 5000 делегатов) Всероссийский съезд работников образования, при участии В.В. Путина, где были определены проблемы российского образования и намечены основные пути его обновления.  На Съезде была одобрена Национальная Доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная затем Правительством РФ.
В 2001 году, под руководством В.М. Филиппов была разработана, а затем при поддержке Президента России В.В. Путина, была рассмотрена и одобрена Госсоветом РФ и утверждена Правительством РФ Программа «Модернизация российского образования на период до 2010 года», которая предусматривала  («Вестник образования», март 2003г. – «Модернизация российского образования):
- информатизацию школьного образования: компьютеризацию школ, создание необходимого программного обеспечения для общего среднего образования, повышение квалификации педагогов в сфере ИКТ;
- разработку новых стандартов общего среднего образования, предусматривающих реальную разгрузку содержания общего среднего образования, повышение акцента на здоровый образ жизни детей путем реорганизации преподавания физкультуры и развития новых форм организации спорта в образовательных учреждениях;
- начало изучения иностранных языков со 2 класса; овладение двумя иностранными языками по итогам полной средней школы;
- введение профильного обучения в старших классах полной средней школы;
- оптимизацию сети сельских школ и реализацию Программы «Школьный автобус»;
- упорядочение издания школьной учебной литературы с целью повышения ее качества;
- введение многобалльной системы оценок знаний учащихся;
- перевод оплаты труда  общеобразовательных школ с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации;
- разработку нормативно - подушевого финансирования общего среднего образования, с учетом специфики малокомплектных и специализированных видов школ;
- оснащение всех средних школ России спортивным инвентарем и художественной литературой;
- перевод всех школ России в статус юридических лиц;
- введение новых статусов образовательных учреждений;
- создание попечительских советов в общеобразовательных школах  и в вузах;
- улучшение организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- введение ЕГЭ – Единого государственного экзамена и создание системы приема в вузы на основе региональных, вузовских и   общероссийских Олимпиад;
- введение целевого приема  в высшие учебные заведения;
- существенное увеличение средств на ремонт и содержание студенческих общежитий для расширения возможностей приема иногородних студентов;
- стратификацию учреждений высшего образования, выделение различных категорий ведущих вузов;
- разработку нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования – начального, среднего и высшего профессионального образования;
- интеграция российской системы высшего образования с европейской системой высшего образования –  в 2000 году Россия ратифицировала Лиссабонскую Конвенцию Совета Европы/ЮНЕСКО о признании документов в сфере высшего образования, а в 2003 году стала участником общеевропейского «болонского процесса» (Берлин, сентябрь 2003 года);
- переход в РФ на многоуровневую систему высшего  образования (систему «бакалавр-магистр»), введение системы «кредитов» - «зачетных единиц»;
- оптимизация, сокращение перечня профессий и специальностей всех уровней профессионального образования;
- проведение мониторинга состояния материально-технической обеспеченности образовательных учреждений и осуществление, на основе многоканального финансирования, оснащения образовательных учреждений типовыми комплектами учебной техники, оборудования и приборов;
- введение, наряду с  академическими, системы социальных стипендий студентам из малообеспеченных семей;
- создание системы государственного образовательного кредитования для студентов вузов;
- разработка различных видов медико-психолого-педагогического сопровождения инвалидов и создание безбарьерной среды общения и жизнедеятельности инвалидов в образовательных учреждениях;
- создание независимой системы аттестации и контроля качества образования на всех уровнях системы образования;
- создание ряда электронных образовательных порталов как для общего среднего образования, так и в сфере высшего образования, а также общероссийской информационно-поисковой электронной библиотеки высшего образования ;
- введение на федеральном и региональном уровнях уполномоченных по правам детей;
- прогнозирование потребностей рынка труда – определение структуры приема учащихся  в учреждения НПО – СПО - ВПО; создание в каждом субъекте РФ Советов по комплексному развитию профессионального образования и подготовке кадров.
- создание в каждом вузе и на общероссийском уровне системы, в том числе – информационной,  поддержки трудоустройства выпускников ВПО, СПО,НПО.
 
Научно-организаторская деятельность

1994 -1997 гг. - член рабочей группы Совета Европы/ЮНЕСКО по разработке Лиссабонской Конвенции Совета Европы/ЮНЕСКО (1997 г.) о признании документов и квалификаций в сфере высшего образования.
1995 – 1998гг. – член Комитета по образованию Совета Европы (представитель РФ).
В 2000 году В.М. Филиппов избран членом-корреспондентом, в 2001 году – действительным членом – академиком, а в 2004 и в 2009 годах – членом Президиума Российской Академии образования.
В 2003 году избран Иностранным членом Украинской академии просвещения.
Член Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области (с 1993 года).
Вице-президент Евразийской Ассоциации Университетов (с 1997г. по н.вр.).
Член Управляющего совета Института информационных технологий в образовании (ЮНЕСКО) (1999 – 2008 гг.)
Член Наблюдательного совета СЕРЕS– Европейского центра высшего образования ЮНЕСКО (Бухарест, Румыния) (1999 – 2009 гг.)
Член ВАК – Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации – с 1998 по наст. вр.
Президент (2006-2009 гг.) Международного Оргкомитета ЮНЕСКО по проведению Всемирной конференции по высшему образованию; на  Всемирной Конференции (Париж, июль 2009г.) был избран президентом Комиссии по выработке итогового документа – Коммюнике Всемирной конференции по высшему образованию.

В.М. Филиппов награжден:

Орденом Дружбы (1995 г.);
Благодарностью Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (1999 г.);
Благодарностью Президента Российской Федерации Д.А. Медведева (2011);
Премией Президента Российской Федерации в области образования (2000 г.);
Орденом «Короны» степени «Великий офицер» (Бельгия) (2000 г.);
Орденом «За заслуги перед Отечеством» IVстепени (2001 г.);
Орденом «Почетного Легиона» (Франция) (2002 г.);
Орденом «Святого благоверного Князя Даниила Московского»  Русской
Православной Церкви (2002 г.);
Орденом «За заслуги в изобретательстве» степени «Командор» (Бельгия) (2003 г.);
Орденом Франциска Пауло Сантандер (Колумбия) (2008 г.);
Медалью «В память 850-летия Москвы», 1997 г.;
Медалью «За заслуги в социально-трудовой сфере Российской Федерации» (2002 г.);
Медалью «За заслуги в развитии Олимпийского движения в России» (2003 г.);
Медалью ЮНЕСКО «За вклад в развитие образования, науки и культуры» (2010г.),
а также рядом других медалей, премий и наград других государств, отраслевых министерств и ведомств и субъектов Российской Федерации.
 
Контактная информация:             
Филиппов Владимир Михайлович
Тел. 434-70-27
e-mail: rector@rudn.ru
 
Filippov Vladimir Mikhailovitch
Tel.: +7 (495) 434 7027
E-mail: rector@rudn.ru