Международная деятельность


Международная деятельность  университета осуществляется по двум направлениям: образовательному и научно-исследовательскому. Одна из основных форм международной деятельности ЧГУ в области образования – это подготовка иностранных студентов, аспирантов, клинических ординаторов, стажёров.

Учёным советом университета утверждена  «Концепция подготовки иностранных специалистов в ЧГУ в системе непрерывного профессионального образования», в соответствии с которой в 1991 г. в университет на подготовительное отделение была принята первая группа иностранных граждан в количестве 24 человек для продолжения обучения на медицинском факультете. На следующий год количество иностранных граждан, обучающихся в университете, возросло до
95 человек. В последующие годы контингент иностранных граждан, обучающихся в университете, динамично менялся как в выборе программ обучения, так и в расширении географии стран, из которых прибывали иностранные студенты.

Так, если в первые годы интерес у иностранных абитуриентов вызывали в основном медицинские специальности, то в настоящее время около 200 иностранных граждан  из 30 стран мира – Африки, Северной Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной  Азии,  стран СНГ - обучаются на 13 факультетах: лечебном, стоматологическом, химико-фармацевтическом, юридическом, журналистики, иностранных языков, экономическом, экономики и менеджмента, электроэнергетическом, информатики и вычислительной техники, дизайна и компьютерных технологий, машиностроительном, управления и психологии, на подготовительном отделении, в клинической ординатуре.

За этот период 217 иностранных граждан получили дипломы специалистов по медицине, инженерно-техническим, гуманитарным специальностям, 26 человек окончили клиническую ординатуру. В 2006 г. иностранные граждане из 12 стран получили дипломы по семи различным специальностям. Выпускники ЧГУ востребованы и успешно работают в различных учреждениях в своих странах, приглашаются на работу и в другие страны, такие, как США, Канада, Франция. Некоторые выпускники университета имеют собственные  клиники.

Многие  наши  выпускники стремятся продолжить обучение. С этой целью они поступают на обучение в магистратуру, клиническую ординатуру, аспирантуру, проходят научную стажировку. Ряд наших выпускников из числа иностранных граждан защитил кандидатские диссертации по физике, химии, экономике и медицине.
Обучение иностранных граждан не ограничивается только подготовкой специалистов. Граждане США, Швеции, Финляндии, Японии и других стран систематически проходят стажировку в нашем университете, обучаются русскому и чувашскому языкам.

В 1997 г. университет стал членом Международной ассоциации университетов. Проводятся совместные семинары с участием  иностранных специалистов, такие, например, как  Зальцбургский  семинар.

Участие университета в международном научном сотрудничестве осуществляется в самых различных формах. Это выполнение научных исследований совместно с зарубежными организациями и фирмами, участие в международных симпозиумах, конференциях, семинарах, в том  числе проводимых университетом; научные стажировки и командировки преподавателей университета в зарубежных научных организациях и вузах; подготовка научно-педагогических кадров для зарубежных стран; публикации статей в зарубежных странах.

В настоящее время  преподаватели и сотрудники университета активно участвуют в работе 27 международных образовательных  организаций, осуществляют реализацию 26 международных проектов в сфере образования и прогрессивных научных исследований. К таким исследованиям можно отнести, в частности,  проекты «Разработка дисперсно-упроченных материалов и исследование их свойств», «Разработка плёночных покрытий», «Моделирование химических процессов кинетики и механизма каталитических реакций окисления» и др. Отрадно, что ученые университета сотрудничают с представителями таких ведущих вузов мира, как Кембриджский и Эдинбургский университеты (Великобритания), Корнельский университет (США) и мн. др. Преподаватели университета активно участвуют  в программах международного обмена. За последние 5 лет около 50 преподавателей университета приняли участие в различных академических программах международного обмена США, Германии, Франции, Сингапура, Турции, Финляндии, Японии, Великобритании.

Научные работы наших учёных вызывают большой интерес у зарубежных коллег. Свидетельством этого является издание за рубежом их книг, статей и докладов, приглашение на научные конгрессы, симпозиумы и конференции, проводимые зарубежными академиями, научными организациями и вузами.  Многие наши учёные являются действительными членами различных зарубежных академий. За последние пять лет учеными университета в международной печати опубликовано около 400 работ.  Многие ученые являются действительными членами различных зарубежных академий. За последние  годы более 250 преподавателей университета участвовало в работе различных международных конференций, конгрессов, совещаний.

Активизация деятельности университета в области международного сотрудничества привела к расширению обмена студентами, обучению наших студентов за рубежом:  

176 студентов ЧГУ приняли в 2001-2006 гг. участие  в различных образовательных программах международного обмена. В программах международного обмена участвуют студенты не только старших, но и младших курсов. В университете регулярно проводятся презентации международных образовательных программ: «АСПРЯЛ», «АЙРЕКС», «КОНСОРЦИУМ АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ», «ДААД», «ФУЛБРАЙТ»; программа CEU (Центрально-Европейский университет), программа французского культурно-просветительного центра «Альянс Франсез» и др. Заключены соглашения об обмене студентами с такими международными организациями, как «Edu France», с университетом  имени  Дубчека в Словакии.

Помимо диплома о высшем образовании иностранные граждане имеют возможность получить дополнительную квалификацию преподавателя с правом преподавания русского языка в своих странах.           

Чувашский государственный университет строит свою воспитательную деятельность на принципах интернационализма и уважения обычаев и традиций разных народов. Воспитание иностранных студентов, клинических ординаторов, аспирантов, слушателей подготовительного отделения ориентировано на формирование базовой культуры личности независимо от пола, национальности, вероисповедания и предусматривает дальнейшее развитие социального жизненного опыта, включающего элементы межнациональных, межрелигиозных и международных отношений, формирование и поддержку профессионального роста, сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей, формирование приемлемого образа жизни, самоопределение личности.

В университете эта работа проводится как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Все структурные подразделения университета, связанные с обучением и проживанием иностранных студентов, уделяют большое внимание воспитательной работе с иностранными гражданами. С появлением иностранных граждан в университете, начиная с оформления документов (приглашений, въездных виз, различных справок, заключения договора на обучение и т. д.), ведётся работа по их приобщению к правилам пребывания в России, перемещения по территории страны, законам Российской Федерации и Чувашской Республики, Уставу университета, правилам внутреннего трудового и учебного распорядка в университете, правилам проживания в общежитии ЧГУ.

Молодые люди с определённым менталитетом, оторванные от родителей, привычного образа жизни, зачастую не владеющие русским языком, попадая в непривычную среду со своими обычаями, нравами, правилами поведения, испытывают некоторые психологические трудности и поэтому нуждаются в пристальном внимании и заботе. Задача их адаптации в значительной мере решается силами деканата по работе с иностранными студентами, отдела по международным связям, преподавателями кафедры русского языка как иностранного, коллективом работников общежития  № 4 ЧГУ, где проживают иностранные граждане. Существенную помощь при этом оказывают старосты иностранных землячеств, студенты старших курсов, которые сразу же берут под опеку своих вновь прибывших на обучение сограждан.

После зачисления на подготовительное отделение учащиеся проходят интенсивную подготовку по овладению навыками разговорной речи на русском языке, вначале на социально-бытовом уровне, знакомятся с правилами общения, условиями проживания в общежитии, поведения в университете, с национальными традициями, культурными достопримечательностями Чебоксар и Чувашской Республики. Значительную помощь в воспитательном процессе оказывают преподаватели кафедр, проводящие занятия по общим дисциплинам, таким, как физика, математика, биология, химия, информатика, иностранный язык.

Дальнейшая воспитательная работа связана с приобщением иностранных граждан к богатствам русской литературы, истории, искусства, национальной и мировой культуры. В рамках проведения занятий по русскому языку для этой цели предусмотрены специальные программы (программа обучения рассчитана на четыре года), проводятся различные встречи, вечера, концерты, в которых иностранные студенты принимают активное участие и показывают свои национальные танцы и поют песни. В дни национальных или религиозных праздников той или иной страны в общежитии № 4  проводятся вечера художественной самодеятельности, а также совместные спортивные мероприятия. Весь комплекс воспитательных мероприятий позволяет предупредить конфликты на национальной и религиозной почве, способствует сохранению и укреплению дружбы между студентами – представителями разных народов.     

Большую воспитательную и познавательную роль играет привлечение иностранных студентов к научной работе, участию их в студенческих научных конференциях. На младших курсах это помогает преодолению «языкового барьера», учит языковой культуре общения и поведения, способствует лучшему пониманию своей будущей профессии. На старших курсах стало традицией участие иностранных студентов в ежегодных научных студенческих конференциях университета, а также в международных научных конференциях, проводимых как в России, так и за рубежом. Это способствует развитию интереса и формированию творческого отношения к избранной специальности, воспитанию у студентов профессиональных навыков, приобретению опыта самостоятельной работы,  адаптации к новой реальности, к постоянно развивающейся и меняющейся  социально-экономической ситуации.  Можно с уверенностью утверждать, что выработанный подход к системе образования и воспитания иностранных студентов приносит свои плоды.

Дальнейшее расширение интеграции образования и науки, активизация международной деятельности университета дает основание полагать, что Чувашский государственный университет в ближайшем будущем займет достойное место среди лучших университетов мира.